Версия для слабовидящих
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Общая информация
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ОБЩЕНИЮ С КОМПЬЮТЕРОМ?

24 мая 2017

 КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ОБЩЕНИЮ С КОМПЬЮТЕРОМ?

(взгляд коррекционного педагога)

Когда ребенку следует купить компьютер? Как определить, готов ли он к работе на компьютере? Можно ли общение малыша с этим информа-ционным электронным устройством пустить на самотек? При каких услови-ях занятия на компьютере помогут обучению и развитию дошкольника, а когда нанесут вред его здоровью? Наконец, как подготовить ребенка к плодотворному и безопасному для здоровья общению с компьютером? Этот круг вопросов обсуждается в данной статье.

Ребенок и компьютер

Компьютер интенсивно завоевывает новые позиции не только в школь-ном обучении, но и в нашей повседневной домашней жизни. Не секрет, и это подтверждают специальные исследования, что даже дошкольники мо-гут проводить за компьютером и полчаса, и час, и гораздо больше време-ни. Нередко родители только рады этому: ребенок не мешает им зани-маться своими делами.

Однако свидетельствуют ли интерес малыша к новой увлекательной иг-рушке и желание погрузиться в виртуальный мир о том, что ваш ребенок готов к общению с компьютером? Этот вопрос недостаточно освещен в ли-тературе, а многие родители, скорее всего, и не подозревают о его суще-ствовании. И напрасно. Ведь никого сейчас не шокируют слова «готов-ность к школе». Более того, родители с большим пониманием относятся к сути проблемы и нередко сами обращаются к специалистам с просьбой об-следовать их ребенка, чтобы выяснить, готов ли он идти в школу, а если нет, то как его подготовить к школьному обучению.

В этой статье мы постараемся объяснить, почему очень похожая про-блема возникает и в отношении готовности дошкольников к работе на компьютере, обсудим, в чем заключается готовность к такой работе, от че-го эта готовность зависит. Мы также расскажем, как можно подготовить ребенка к общению с компьютером. Прежде всего мы будем говорить о функциональных возрастных особенностях и возможностях детского орга-низма, определяющих его готовность к такой сложной самостоятельной деятельности, как овладение навыками работы с электронным носителем информации.

Функциональная готовность дошкольников к работе

на компьютере

Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают навы-ки общения с компьютером и управления им, некоторые (около 5 %) наотрез отказываются учиться на нем работать.

Но и среди тех, кто, казалось бы, с охотой овладевает компьютером, у 54 % из них возникает скрытая настороженность к этому техническому устройству. После занятий на компьютере количество детей, отдающих предпочтение цветам «радостного» спектра, уменьшается за счет увели-чения количества детей, выбирающих цвета «грустного» спектра. Это сви-детельствует о высокой эмоциональной напряженности общения с компь-ютером, что подтверждено исследованиями состояния различных систем детского организма.

Скрытая настороженность к компьютерной деятельности может породить у ребенка неуверенность в своих силах, стойкое негативное отношение к компьютеру и даже страх перед ним. Подобная дезорганизация эмоцио-нальной сферы ребенка будет отрицательно влиять на его интеллектуаль-ное развитие и здоровье.

Может быть, все дети делятся на способных и не способных освоить компьютер? Вовсе нет! В чем же причина появления негативизма к работе на компьютере?

Оказывается, трудности, возникающие при общении ребенка с компьюте-ром, в значительной мере связаны с особенностями адаптации (приспособ-ления) его организма к новому виду деятельности. Эти особенности обу-словлены спецификой развития детей данной возрастной группы. Для де-тей 5-6 лет характерна незавершенность морфологического (анатомиче-ского) и функционального развития всех их органов и систем, что опреде-ляет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.

При нарушении границ выносливости к воздействующим факторам у ребенка очень легко возникают отклонения в состоянии здоровья, рас-стройства в функционировании различных физиологических систем. Это убедительно доказано исследованиями адаптации шестилетних детей к систематическому обучению в школе. У них на первых порах возникают различные невротические реакции, изменяется эмоциональное состояние, нарушается поведение. Дети становятся очень возбудимыми, на любое за-мечание реагируют неадекватно: плачут или ведут себя агрессивно. По-степенно, в процессе адаптации, детский организм приспосабливается к новым условиям: ребенок более спокойно реагирует на предлагаемые ему нагрузки, овладевает навыками учебной деятельности, которые обеспечи-вают не только успешность учения, но и эмоциональное и психическое благополучие.

Когда ребенок начинает общаться с компьютером, функциональные си-стемы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима опреде-ленная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овла-дения этим видом деятельности.

Какие же функции особенно значимы для общения ребенка с компью-тером? Чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательно понаблюдать за его поведением и действиями.

На начальном этапе обучения дошкольники учатся работать с клавиа-турой, быстро и точно нажимать нужные клавиши. При этом ребенок пери-одически переводит взор с экрана видеотерминала на клавиатуру и об-ратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок обычно делает 80-100 таких движений. Но нередко приходится работать в более быстром темпе, навязанном программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут подвижность нервных процессов, опреде-ляющих скорость действий, и сформированность двигательных функций.

Ребенок рассматривает на экране видеотерминала предметы и объ-екты разной величины, переводит взор на клавиатуру и, отвлекаясь, фик-сирует взор на более удаленных предметах. Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере.

Занятия на компьютере связаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также способности быстро мобилизовывать все свои знания и навыки.

Отметим в дополнение к сказанному, что дошкольники работают с разными разработанными специалистами компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные простран-ственные двигательные реакции (координации) рук, связанные с управле-нием (нажатие на клавиши клавиатуры). Расположение «горячих» клавиш при смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположе-ние клавиш. Следовательно, для успешной работы дошкольника на ком-пьютере необходим и достаточный уровень развития кратковременной па-мяти.

Насколько же развиты у детей основные функции, значимые для успешно-го владения компьютером? Познакомим вас с результатами исследований.

В первой серии исследований определялся уровень развития двига-тельных функций, умственной работоспособности и кратковременной па-мяти. Под наблюдением были дети 5-6 лет, систематически занимающиеся на компьютере в течение года (группа 1) и не занимающиеся (группа 2).

В ходе исследований было выявлено, что дети группы 1 по сравнению с детьми группы 2 имели более высокие результаты по таким показателям, как развитие двигательной системы (точность кинестетического анализа), умственная работоспособность, скорость и качество выполнения заданий, а также количество работ без ошибок.

Та же закономерность прослеживалась и по показателям состояния кратковременной памяти. «Высокий» уровень ее развития отмечался у большинства детей группы 1 (70 %) и лишь у 34 % дошкольников группы 2. Дети, систематически занимающиеся на компьютере, имели или «высо-кий», или «средний» уровень развития кратковременной памяти. В группе не занимающихся на компьютере значительная часть детей (20 %) имела «низкий» уровень развития этой функции. Средняя оценка в группе 1 со-ставила 8 баллов (максимальное значение 9 баллов), а в группе 2 — толь-ко 6 баллов.

Таким образом, экспериментально подтверждено предположение о том, что для успешной работы дошкольников 5-6 лет на компьютере зна-чимы двигательный анализатор, умственная работоспособность, кратко-временная память.

Вы можете возразить, что полученные результаты свидетельствуют лишь о том, что работа на компьютере развивает вышеперечисленные психофизиологические качества. Совершенно верно. И вместе с тем дока-зывает их значимость для данного вида деятельности, потому что успеш-ность овладения этой (как и любой другой) деятельностью напрямую за-висит от уровня зрелости (готовности) значимых функций.

Эту связь между развитием значимых для деятельности функций и ее успешностью подтверждает вторая серия исследований. Уровень развития значимых функций изучался у детей, успешно овладевающих работой на компьютере (группа А) и у осваивающих эту работу менее успешно (группа Б). Дети отбирались в группы совместно с педагогом и психологом. Учиты-вались длительность освоения ребенком каждой компьютерной программы и достигнутый уровень овладения программами («высокий», «средний», «низкий»).

И опять, как и в первой серии исследований, были обнаружены более высокие результаты развития значимых функций у детей группы А. Они отличались высоким уровнем умственной работоспособности, допускали при этом существенно меньше ошибок, чем дети группы Б. Отличных и хо-роших работ в группе А было на 30 % больше, чем в группе Б, а неудовле-творительных, напротив, на 25 % меньше.

Изучение точности двигательных реакций выявило аналогичную кар-тину. Так, дети группы А более половины всех движений (56 %) воспроиз-водили точно и лишь 10 % — с грубой ошибкой. В группе Б это соотноше-ние было несколько иным — только 38 % движений воспроизводилось точно и почти треть движений выполнялась с грубой ошибкой.

Дети обеих групп обнаружили одинаково высокий уровень развития крат-ковременной памяти (из 8 баллов). У 70 % дошкольников в обеих группах отмечен «высокий» уровень развития этой функции и только у 30 % — «средний». Это свидетельствует о том, что занятия на компьютере стиму-лируют развитие кратковременной памяти, оказывают на нее тренирую-щее воздействие. Это указывает и на значимость этой функции для ком-пьютерной деятельности.

Результаты исследования функционального состояния зрительной си-стемы также показали, что у детей группы Б устойчивость аккомодации глаза после занятий на компьютере несколько хуже, чем в группе А.

В группе А детей с быстрой реакцией на предъявляемые световые сигналы оказалось в два раза больше, чем в группе Б. Следовательно, и функциональная подвижность нервной системы является значимой для успешного овладения компьютером.

По разработанной нами шкале развитие каждой значимой функции оценивалось одним из пяти уровней: «средний», «выше среднего», «ниже среднего», «высокий», «низкий».

В группе А 48 % детей по всем показателям имели оценку не ниже «среднего» уровня. Из них 40 % достигли «высокого» и «выше среднего» уровней по трем из шести показателей, а по четырем и более показателям — 33 %. В группе Б 50 % детей получили «низкий» и «ниже среднего» уровни, 33 % — «средний» и лишь 16% — «высокий». У 47 % детей отме-чался «низкий» и «ниже среднего» уровни развития значимых функций по четырем и более показателям. Таким образом, значительная часть детей была функционально не готова к выполнению данного вида деятельности.

Какой вывод должны сделать для себя родители? Чтобы ребенок успешно справлялся с работой на компьютере, следует прежде всего по-мочь ему развить нужные для этой деятельности психофизиологические функции.

Функциональная подготовка ребенка к работе на компьютере

Начинать развитие значимых для работы на компьютере функций сле-дует с первых же занятий, когда дети испытывают наибольшие затрудне-ния в управлении компьютером. Сколько нужно узнать и запомнить! Изу-чить клавиатуру, назначение клавиш, освоить приемы управления компь-ютером, требующие сложных зрительно-двигательных координации, когда необходимо точно нажимать на нужную клавишу и одновременно следить за экраном. Кроме того, ребенку приходится запоминать правила управле-ния для разных компьютерных программ.

Понятно, что и развивать в первую очередь необходимо те функции, которые особенно значимы на начальном этапе общения ребенка с компь-ютером: точность и координацию движений руки; тонкие движения кисти и пальцев руки; кратковременную память.

Наберитесь терпения, не торопите ребенка: формирование этих функций сложный и длительный процесс.

Занятия следует проводить в отвечающей дошкольному возрасту иг-ровой форме. Очень важно также, чтобы упражнения не вызывали у ре-бенка утомления и чрезмерного возбуждения. Содержание игр должно быть простым, интересным и эмоционально привлекательным для детей.

Предлагаемая программа тренировки, разработанная для дошкольни-ков и адаптированная к возможностям детского организма, поможет вам подготовить ребенка к общению с компьютером. Упражнения, оказывая комплексное воздействие на развитие малыша, в то же время направлены на преимущественное становление тех функций, которые мы назвали зна-чимыми для компьютерных занятий, а особенно на первых порах овладе-ния компьютером.

Упражнения комплекса подразделяются на три группы:

1) развивающие главным образом точность и координацию движений;

2) развивающие преимущественно тонкие движения кистей и пальцев рук;

3) развивающие кратковременную память.

Приводим по несколько упражнений из каждой группы, чтобы родители могли не только их использовать но и по аналогии с ними придумывать свои варианты.

Упражнения на развитие точности и координации движений

«Меткий бросок»

Используется напольный кольцеброс, состоящий из крестовин с че-тырьмя вертикальными палочками для колец.

Исходное положение: ребенок стоит прямо, рядом с кольцебросом, в руке держит кольцо. По сигналу взрослого он набрасывает кольцо на палочку кольцеброса. При точном попадании делает шаг назад и повторяет бросок с более отдаленной дистанции. При неудаче делает шаг вперед, т. е. упражнение повторяется в более легких условиях.

Выполнить 6-8 бросков.

«Кегли»

Используются наборы кеглей и мячей. Кегли выстраивают в ряд.

Исходное положение: ребенок сидит на ковре, ноги в стороны, в руках держит мяч. Расстояние от него до кеглей подбирается индивидуально. Прокатывая мяч по полу, ребенок должен сбить кегли. В зависимости от результата можно увеличить или, наоборот, уменьшить расстояние от ре-бенка до кеглей.

Упражнение повторить 6-8 раз.

«Детский баскетбол»

Используется деревянный куб размером 35x35 см с круглым отверстием (диаметр 14 см) на одной из граней. Можно взять крепкую картонную ко-робку, вырезав в ней предварительно круглое отверстие. Куб (или короб-ка) устанавливается отверстием вверх.

Исходное положение: ребенок стоит прямо рядом с кубом, в руках держит мяч. Нужно попасть мячом в отверстие. Если мяч точно попадает в цель, то ребенок делает шаг в сторону от куба, при неудаче остается на месте или встает ближе к кубу. Победителем считается игрок, набравший большее число очков на большем удалении от куба.

Выполняется 5 бросков двумя руками, затем по 5 бросков правой и левой

рукой.

«Подъемный кран»

Куб устанавливается круглым отверстием вверх.

Исходное положение: ребенок держит мяч, стоя слева от куба на расстоя-нии вытянутой руки. Нужно попасть мячом в отверстие куба, плавным движением левой руки вперед — в сторону. Если бросок сделан удачно, ребенок встает справа от куба и бросает мяч правой рукой. Сначала дви-жение совершается при зрительном контроле, затем без контроля зрения.

Упражнение повторить по 5 раз правой и левой рукой.

«Детский футбол»

Сооружаются «футбольные ворота» размером 35x35 см (границы ворот обозначаются любыми предметами).

Исходное положение: ребенок сидит на ковре, ноги в стороны. Расстояние до «футбольных ворот» — 5м (расстояние может корректироваться в соот-ветствии с размерами вашей комнаты). Ребенок должен попасть в «воро-та»,

прокатывая мяч по полу.

Заниматься предложенными упражнениями следует не менее двух раз в неделю по 10-15 минут. Не забывайте при этом, что детям нравятся сорев-нования. Поэтому, если в семье один ребенок, то его «соперником» при-дется быть кому-то из взрослых.

Упражнения, развивающие тонкие движения кисти и пальцев руки

«Знакомство»

К большому пальцу руки поочередно нужно прикоснуться другими паль-цами. Можно делать несколько касательных движений подряд одним и тем же пальцем. Можно изменять темп движений (касаний), то увеличивая его, то снижая.

«Сон»

Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Пальцы нужно по очереди «уложить» на ладонь (пальчики «засыпают»). Когда пальцы соберутся в кулак, начинается их «просыпание»: выпрямление тоже по очереди.

Упражнения выполняются поочередно для пальцев правой и левой руки.

«Вот И я!»

Каждому пальцу руки присваивается имя персонажа сказки. Пальцы со-браны в кулак. Кто-то из родителей называет одного из героев сказки. Ре-бенок в ответ выпрямляет соответствующий палец. Возможно появление двух и более «персонажей» одновременно.

«Молчаливые стихи»

Взрослый читает стихи, а ребенок «произносит» их пальчиками. Напри-мер:

Раз, два, три, четыре, пять, — Будем пальчики считать. Крепкие, дружные. Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять.

Ребенок в соответствии со счетом (раз, два и т. д.) должен или сгибать по одному пальчику или, наоборот, разгибать их по очереди.

Выполняется пальцами правой и левой руки поочередно.

«Опасный поворот»

Это упражнение будет особенно интересно мальчикам. На листе бумаги нарисуйте три машинки и для каждой — дорогу с опасными и крутыми по-воротами, ведущую к гаражу. Ребенок должен провести каждую машинку в свой гараж. Сначала ребенок проводит по линии дороги пальцем (без карандаша или ручки). Затем упражнение повторяется с помощью мягкого карандаша. При этом надо выполнять непременное условие: не отрывать карандаш от бумаги на протяжении всего пути и не задевать края нарисо-ванной дороги (не съезжать в кювет).

Девочкам можно вместо манипуляций с машинами предложить путеше-ствие в «заколдованный замок».

«Конструктор»

Используются любые наборы конструкторов. Ребенку предлагается со-брать за определенное время модель по образцу. Правильность оценива-ется с учетом точности собранной модели и времени сборки.

Упражнения этой группы желательно делать ежедневно.

Упражнения, развивающие память

«Запомни словечко»

Играть лучше вдвоем с ребенком. Каждый из играющих по очереди называет одно новое слово и прибавляет его к названному до него. Далее играющие по очереди повторяют все названные слова, прибавляя к ним новое слово.

«Слушай и запоминай»

Взрослый зачитывает 1 0 пар слов, связанных по смыслу. Ребенок должен запомнить их. Затем взрослый произносит одно первое слово пары, а ре-бенок, вспомнив второе слово, называет его. Взрослый подтверждает пра-вильность ответа и переходит к следующей паре, называет первое слово из пары — ребенок вспоминает соответствующее слово и называет его и т. д. Например: зима — снег, ночь — луна, мама — ребенок, елка — празд-ник, краски — альбом, велосипед — дорога, зоопарк — жираф и т. д.

«Непослушные картинки»

Взрослый из различных предметов строит сюжетную картинку, напри-мер дом с цветником, садом и домашними животными. Ребенок, рассмат-ривая картинку, должен запомнить первоначальный вид, затем малыш на минуту выходит из комнаты (или отворачивается). Взрослый, поменяв рас-положение предметов, зовет ребенка, предлагает ему догадаться, что из-менилось, и вернуть все предметы на прежние места.

«Хоровод»

Вместе с ребенком постройте игрушки в круг, каждой придумывайте имя. Взрослый обращается к ребенку: Гости в дом ко мне пришли, В хоро-вод плясать пошли. Как зовут моих гостей? Помоги мне поскорей!

Ребенок по кругу вспоминает имена игрушек. Затем выстраивается новый хоровод и игра повторяется.

Игровые упражнения, развивающие память, можно проводить как дома, так и во время прогулок (желательно не реже чем 3 раза в неделю).

Как видите, занятия функциональной подготовкой детей к общению с компьютером просты и доступны каждому, не требуют необходимости при-обретения дорогостоящего инвентаря. Нужны только ваши терпение и вы-держка. А еще — заинтересованное участие в общих с ребенком играх.

Чтобы убедить вас в эффективности предлагаемых упражнений, приве-дем некоторые результаты специального физиолого-педагогического ис-следования. Были сформированы две группы детей 5-6 лет (по 30 человек в каждой): экспериментальная и контрольная. В обеих группах дети были примерно одинаковыми по состоянию здоровья и уровню развития значи-мых для работы на компьютере функций. Все имели положительную моти-вацию к занятиям.

В экспериментальной группе дети в течение 1,5 месяца занимались активной функциональной подготовкой к общению с компьютером, а в контрольной такие занятия не проводились. Результаты тестирования развития значимых функций по завершении исследования говорят сами за себя. В экспериментальной группе отмечалось существенное улучшение показателей точности движений у 38 % детей, а в контрольной группе — лишь у 1 1 %. Исходный уровень состояния кратковременной памяти у де-тей обеих групп был одинаковым — в среднем 6 баллов. После трениро-вочного периода этот показатель в контрольной группе практически не изменился, а вот в экспериментальной вырос до 8,5 балла.

Весьма показательны и результаты выполнения итоговой компьютерной игры «Кто где?». Программа игры составлена таким образом, что только высокий уровень кратковременной памяти и зрительно-двигательных ко-ординации позволял детям достигнуть успеха. На экране дисплея ребенку предъявлялся рисунок с изображением пяти предметов. Длительность экспозиции составляла 30 с. Необходимо было запомнить не только изоб-раженные предметы, но и их расположение на экране. Затем картинка ви-доизменялась, а дети должны были восстановить ее первоначальный вид, пользуясь предложенным набором предметов на клавиатуре компьютера. Задание повторялось пятикратно. Каждый раз предъявлялись разные наборы предметов. Задание оценивалось по коэффициенту запоминания (число правильно воспроизведенных предметов в процентах от общего числа). При коэффициенте выше 50 % уровень развития кратковременной памяти считался удовлетворительным.

Дети экспериментальной группы справились с заданием более успеш-но, чем контрольной (коэффициент запоминания равнялся соответственно 57 % и 37 %). Высокий уровень развития функции (коэффициент запоми-нания выше 50 %) показали 80 % детей экспериментальной группы и лишь 20 % детей контрольной группы.

У дошкольников экспериментальной группы (по сравнению с контроль-ной) отмечены большие работоспособность, активность и интерес к игре на протяжении всего занятия.

Мы надеемся, что вы убедились в пользе и необходимости специальной функциональной подготовки детей к работе на компьютере. Качества, приобретенные вашим ребенком с помощью предлагаемых тренировок, пригодятся ему не только при общении с компьютером, но и в дальнейшей жизни, особенно при обучении в школе.

Десять советов родителям

Совет 1. Не следует усаживать ребенка за компьютер только потому, что дети ваших знакомых все свободное время проводят рядом с монитором. Пусть ребенок сам решит, чем ему приятнее заниматься. Возможно, его выбор окажется более правильным и более полезным для его развития.

Совет 2. Когда ребенок только начинает знакомиться с компьютером, по-наблюдайте за его поведением. Особенно важно это делать на первом эта-пе овладения малышом новым для него видом деятельности. Наблюдения помогут вам своевременно предупредить проблемы, которые могут воз-никнуть у ребенка позже, при постоянном общении с компьютером.

Совет 3. Приступайте к активной функциональной подготовке дошколь-ника с первых же дней общения его с компьютером, а желательно и рань-ше.

Совет 4. Старайтесь, чтобы выполнение упражнений стало для малыша увлекательной игрой, и непременно участвуйте в этой игре как равно-правный его партнер, с удовольствием. Только в этом случае можно ожи-дать положительных результатов.

Совет 5. Отдельные упражнения можно выполнять во время совместной прогулки или поездки. Не упускайте любой возможности, чтобы помочь ребенку укрепить его память, развить точность движений и другие функ-ционально важные для работы на компьютере качества.

Совет 6. Не предлагайте ребенку сразу все рекомендуемые упражнения. Следите, чтобы задания были ему по силам и не приводили к утомлению.

Совет 7. Попытайтесь подобрать свои варианты игр и упражнений, спо-собствующих развитию значимых функций и похожих по действию на предложенные нами. Это позволит поддержать интерес ребенка к заняти-ям, сделать их разнообразными, нескучными и неожиданными. Привлекай-те ребенка к придумыванию новых игр и упражнений. Возможно, ему бу-дет более интересно поиграть в свою собственную игру.

Совет 8. Не все упражнения получатся у ребенка с первого раза. Ни в ко-ем случае не выражайте недовольства плохими, с вашей точки зрения, ре-зультатами. Напротив, обсудите причину неудачи, постарайтесь ободрить

маленького ученика.

Совет 9. Заведите специальную тетрадь, в которую вы будете заносить результаты выполнения отдельных упражнений, отмечать, что ребенок уже умеет делать, а что еще нет. Чаще говорите с ребенком о его успехах, о том, чего он уже достиг, чему научился.

Совет 10. Не торопите ребенка, не сравнивайте его с другими детьми! Го-товность (психологическая и функциональная) организма к любой дея-тельности, в том числе на компьютере, вырабатывается у каждого в свое время. Учитесь понимать и поддерживать индивидуальность вашего ма-лыша.

Здоровья и успехов вашему ребёнку!

 

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *