Версия для слабовидящих
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Общая информация
Методика развития речи и общения у детей от 6 месяцев

24 мая 2017

ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ:

Методика развития речи и общения у детей от 6 месяцев

«Детские жесты»

Стремление к познанию окружающего мира наблюдается у ребёнка уже к третьей неделе жизни, когда он начинает проявлять заметный интерес к людям и предметам, попадающим в его поле зрения. Проблема в том, что понимание речи взрослых приходит к малышу не раньше чем в 12-15 месяцев, а возможность говорить - в период от полутора до трёх лет. Это затрудняет процесс общения и взаимопонимания между ребёнком и родителями и становится причиной капризов у малыша и стресса у взрослых. В отличие от речи понимание жестового обозначения слов приходит к ребёнку в 3-4 месячном возрасте, а возможность выражать свои желания и мысли при помощи языка жестов – к 8-9 месяцам. Жесты выступают посредником в общении и помогают ребёнку устанавливать причинно-следственную связь между словами, действиями и предметами раньше, чем он начнёт понимать речь и сам сможет говорить.

«Имея возможность с младенчества начать общение с родителями при помощи языка жестов, ребёнок получает значительно больше информации об окружающем мире, его интеллектуальное развитие более активно, а эмоциональное и психическое - гармонично, потому что он может выразить свои потребности и быть понятым, поделиться своими переживаниями и открытиями» - утверждает Петрова Оксана Сергеевна, разработчик методики раннего развития «Детские жесты». Жесты являются неотъемлемой частью человеческого общения: вы размахиваете руками, показывая ребёнку голубей, прикасаетесь к губам, предлагая ему обед, проводите пальцем по зубам, напоминая о необходимости почистить зубы перед сном, машите рукой на прощание. Взрослые используют жесты в общении с ребёнком, потому что они естественны. А дети используют жесты для общения со взрослыми, вне зависимости от того, учили их этому или нет, потому что язык жестов это единственный доступный им способ, объяснить родителям свои потребности не зная значений слов и не умея говорить.

Личным опытом делится Петрова О. С.: «Я рада, что занялась вопросом детского языка жестов до рождения моей дочери. Методика «Детские жесты» помогла нам научиться понимать друг друга, когда Любаша ещё не понимала слов и не умела говорить. В 4 месяца она переставала беспокоиться, когда я показывала жестом, что мы собираемся гулять, и позволяла одеть её без капризов; в 10 месяцев она легко давала мне понять, что не хочет кушать, а хочет пойти гулять или качаться на качеле. Это было удивительно!».

Научное подтверждение

В 1996 году в США были получены результаты двадцатилетних исследований, проведённых в Национальном институте детского здоровья. Участниками эксперимента стали более 140 семей с 11 месячными детьми, которые были разделены на две группы. В одной группе дети обучались с помощью жестов, в другой - без. В остальном условия жизни участников совпадали. В результате эксперимента двухлетние дети, обучавшиеся с помощью жестов, опережали своих сверстников в развитии на шесть месяцев, разговаривали и использовали сложные предложения. Трёхлетние дети демонстрировали уровень развития, как у четырёхлетних. По результатам тестирования коэффициент умственного развития восьмилетних детей оказался на 34% выше, чем у их сверстников. Эти исследования убедительно доказали, что применение жестов в обучении ребёнка способствует развитию речевых и познавательных способностей, логического мышления. На сегодняшний день обучение с помощью языка жестов широко применяется для раннего развития детей в странах Европы: Англии, Германии, Испании, Италии, Чехии, а так же в Бразилии, США и Канаде.

Теперь и в России разработана методика «Детские жесты» на основе русского языка жестов, для интеллектуального и эмоционального развития самых маленьких детей.

«В основу методики лёг богатейший опыт зарубежных и отечественных специалистов и исследователей (Л. Акредоло, С. Гудвин, Г. Доман, М. Ибука, С. Ю. Мещерякова, М. М. Кольцова, Бехтерев В. М. и других.), а, самое главное, наш – родительский» - объясняет Петрова О. С. - «каждый ребёнок общается с родителями с помощью жестов, потому что это единственный доступный для него способ общения в первые годы жизни. Так почему бы не дать ему возможность самовыражаться при помощи жестов понятных не только ему, но и родителям. К тому же методика обучает малыша значениям слов, тем самым расширяя кругозор ребёнка задолго до появления у него понимания речи».

Задачи методики «Детские жесты»

1. Освоить навык общения с младенчества. Методика «Детские жесты» учит ребёнка понимать значения и устанавливать взаимосвязь слов и предметов или действий, давая ему инструменты для общения с младенчества – язык жестов, который будет играть связующую роль в общении между родителями и ребёнком до тех пор, пока он начнёт понимать речь. Общение с помощью языка жестов помогает малышу выражать свои потребности ещё до того, как он начнёт говорить.

2. Развить мелкую моторику рук. Общение с помощью жестов самым активным образом развивает мелкую моторику детских пальчиков, она, в свою очередь, стимулирует области мозга, отвечающие за физиологическое развитие речевого аппарата, способствует развитию внимания, мышления, координации, зрительной и двигательной памяти, мозговой активности в целом.

3. Научить осмысленной речи. Обучение по методике «Детские жесты» способствует развитию у ребёнка осмысленной речи. При ежедневных занятиях уже в три-четыре месяца малыш понимает, что для обозначения предметов и действий существуют жесты; к восьми-девяти месяцам он начинает различать речь среди прочих звуков и активно использовать жесты для общения со взрослыми; в год ребёнок начинает понимать речь; в полтора-два года начинает говорить осмысленно, строить предложения (индивидуально для каждого ребёнка).

4. Заложить базовый словарь. Занимаясь с ребёнком по методике «Детские жесты», вы помогаете ему заложить базовый словарный запас свыше 400 слов. Этого объёма малышу более чем достаточно для того, чтобы чётко выражать свои потребности, делиться своими переживаниями, всегда быть понятым мамой и папой.

5. Освоить азы цветовой гармонии и основные цвета. Обучение ребёнка распознаванию цветов и азам цветовой гармонии в раннем детстве способствует развитию у него художественного вкуса и «чувства цвета».

6. Научить различать геометрические формы. Изучение плоских геометрических фигур даёт ребёнку ключ к пониманию устройства объёмных тел, что позволяет ему визуально определять формы предметов и отделять их друг от друга, делая восприятие окружающего мира объёмным.

7. Подготовить к освоению навыка чтения. Обучаясь по методике «Детские жесты», ребёнок постоянно видит написанные слова, обозначающие действия и предметы. Благодаря этому малыш понимает, что слово может иметь не только звуковое и жестовое обозначение, а ещё и буквенное. На сегодняшний день самым эффективным способом обучения чтению является послоговый, поэтому каждое слово в видеопрограмме появляется по слогам, давая ребёнку начальное представление о строении слова.

8. Стимулировать интеллектуальное развитие. Общение посредством жестов даёт ребёнку обширное представление об окружающем мире раньше, чем он начнёт понимать речь и говорить, таким образом, ему не приходится терять полтора-два года. Дети, обучающиеся по методике «Детские жесты», имеют интеллектуальное преимущество перед своими сверстниками, их кругозор значительно шире. Они начинают говорить осмысленными предложениями, в то время как остальные дети произносят отдельные слоги или слова. Эти малыши любознательны, имеют значительное преимущество в развивающих играх и более развитую память.

9. Сделать эмоциональное и психическое развитие гармоничным. Имея возможность общаться со взрослыми с младенчества, ребёнок становится полноценным членом семьи: может выразить свои желания и потребности в то время, когда полноценная речь ещё не доступна, его интересы не остаются без внимания; малыш не чувствует себя беспомощным и одиноким, вырастает уверенным в себе. Взаимопонимание и, самое главное, доверие в таких семьях устанавливается на 100%. Возможность двухстороннего общения сближает семью, избавляет родителей и малыша от стрессов; возрастные кризисы проходят легко, без слёз, истерик и непонимания.

Обучение по методике «Детские жесты» помогает ребёнку гораздо раньше понять значения слов и накопить базовый словарный запас к моменту появления речи до двух лет, а не после, как это бывает обычно, и сразу называть предметы и действия своими именами. Жесты выступают связующим звеном между пониманием значения слова и самим предметом в тот период (до полутора лет), когда ребёнок ещё не понимает речь взрослых. Профессор коррекционной педагогики и эксперт по развитию речи Этта Вилькен объясняет это так: «Обучение с помощью языка жестов будет только способствовать развитию речи, так как дети учатся понимать, что у предметов есть свои обозначения - это одна из основ приобретения навыков речи. Кроме того визуальное восприятие активирует другие части головного мозга, чем разговорная речь, благодаря этому в мозгу возникают многообразные, подобные сетке, связи. Как только ребёнок научиться произносить слова, которые раньше показывал жестами, он сам откажется от них».

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *